«Молодежный центр г.Гая»

8 (35362) 4-22-13

gmc-gai@yandex.ru

Давай дружить!


Родителей часто волнует общение ребенка с другими детьми. Есть ли у него друзья или он одинок, а может быть вовсе изгой в группе своих сверстников. Не важно, детский сад или школа, ребенку всегда нужен близкий по интересам человек. Даже одно взаимное общение в группе, дает ему чувство уверенности и эмоциональное благополучие.
Почему же ребенку трудно выстраивать отношения? Всегда ли дело в окружающих его людях? Попробуем разобраться…


Первые навыки общения ребенок получает в семье! Обратите внимание как Вы (родители) общаетесь между собой, с ребенком. Насколько Вы вежливы и уважительны друг к другу. Как Вы выходите из ситуации, когда Ваше мнение отличается от мнения других членов семьи. Насколько Вы прислушиваетесь друг к другу и умеете находить компромисс. Проанализируйте, как Вы общаетесь с окружающими: друзьями семьи, соседями, людьми в магазине и на улице. Ведь именно так ребенок будет поступать и за пределами семьи…
Издержки воспитания… В детоцентристских семьях, где все только ради ребенка, дети привыкли расти потребителями. Такую же позицию они будут ожидать и от людей вне семьи. Но не получая, будут обижаться, злиться и продолжать «добывать» признания. Приходя домой, ребенок-потребитель будет постоянно жаловаться на других детей и взрослых.
Если Вы заметили, что ребенок ябедничает не только на окружающих, но и на членов семьи, постарайтесь пресекать такое поведение. Ябед обычно не жалуют… Это же касается высокомерия (завышенная самооценка), грубости и лживости…


Темперамент. Часто родители жалуются на застенчивость, скромность, нелюдимость ребенка, не зная, что ребенок просто меланхолик или флегматик. Эти типы темперамента более спокойные, вдумчивые, они не нуждаются в активном общении. Про таких детей говорят – интроверт. Их внимание больше направленно на их собственный внутренний мир, он богат и своеобразен. Численность контактов ограниченна.


Руководство к действию.
Учите ребенка навыкам общения до поступления в детский сад, и конечно помогайте ему в получении опыта общения не зависимо от возраста (до получения аттестата зрелости). Читайте вместе детские книги, смотрите мультфильмы и фильмы о детской дружбе. Испытывайте теорию на практике: в семье между детьми, во дворе на песочнице или с детьми друзей. Способствуйте прогулкам с детьми с группы или класса, так сказать в неформальной обстановке. Приглашайте их домой поиграть в настольные игры, попить чай. Не скованные рамками воспитательного и обучающего процесса, дети смогут найти новые совместные интересы. Так, наблюдая за детьми, сможете достоверно знать о нюансах общении Вашего ребенка, а не с его субъективной точки зрения.
С детьми постарше анализируйте опыт общения других детей, если ребенок не очень рассказывает о своем. Главное обращать внимание ребенка на моменты успешного общения – «не делай так, как бы ты не хотел, чтобы поступили с тобой». Многие родители заранее боятся, что ребенок не сможет постоять за себя, поэтому будет спокойнее, если он будет проявляться активнее других. Такая нечестная позиция вновь может привести к неудачам.

Формируйте положительную (адекватную) самооценку у ребенка. Что значит «задирать нос» и быть высокомерным или наоборот, быть уверенным в себе, доброжелательным и открытым к общению. Как в мультфильме про Крошку Енота, ты с улыбкой, и к тебе с радостью.
В сложных для ребенка ситуациях будьте рядом, не делайте за него, просто наблюдайте и давайте ц.у. Справляясь с трудностями (шнурки на ботинках или дележка машинки с товарищем), ребенок будет получать свой опыт, свои знания выхода из ситуаций, а следовательно уверенность в себе.

Родители, имея представление, что много друзей – это хорошо, можно не волноваться за нехватку общения, могут заблуждаться. Возможно они сами отличного от ребенка темперамента и не могут понять его особенностей. Попробуйте разобраться в этом вопросе с помощью методической литературы или специалиста психолога. Получите рекомендации по методам взаимодействия с ребенком другого типа темперамента, об его особенностях в общении. Зная о них, Вы перестанете волноваться, будете лучше понимать ребенка.

Помимо всего перечисленного, в мире также есть место нападкам и травли агрессивных детей. Это тот случай, когда родителям необходимо вмешаться в конфликт и привлечь специалистов по воспитательному процессу, родителей нападающей стороны. Сами же попробуйте разобраться, почему именно Ваш ребенок стал объектом нападок… ведь агрессорам интересно обижать того, кто обижается, на агрессию отвечает агрессией, или наоборот себя ведет как «испуганный зверек», что позволяет нападающему самоутвердиться. Проанализировать этот момент Вам поможет психолог образовательного учреждения Вашего ребенка, т.к. у него есть возможность наблюдать за действующими лицами со стороны.

Будьте внимательны к своему ребенку и держите ситуацию под контролем. А если растерянны, не знаете как ему помочь, обращайтесь к специалистам.

© психолог Щеголева Анастасия

Есть вопросы психологу или юристу?

Просто напишите ваш вопрос в форме ниже.

заполните форму и наш менеджер Вам перезвонит