«Молодежный центр г.Гая»

8 (35362) 4-22-13

gmc-gai@yandex.ru

Почему дети не слушаются?

Все просто - нет границ дозволенного, рамок разрешенного и запрещаемого поведения, норм, требований, ограничений.
Родители часто дают любимым чадам слишком много свободы, хотят чтобы они самовыражались, росли творческими и активными, либо отстраняются от воспитания, ссылаясь на большую занятость. Нередки случаи, когда родители пытаются дисциплинировать, вводить правила, но это безуспешно. Как говорит один грамотный психолог – «В школах на родителей не учат…», дисциплины «Успешный родитель» нет и в институтах…

С появлением тенденции к гуманности в воспитании, запретом на грубое физическое воздействие для дисциплины детей, появилась и трудность в установлении границ дозволенного. Но здесь родители часто подменяют понятия жестко и жестоко. А это большая разница. В некоторых ситуациях необходима именно жесткость и строгость, тогда ребенок понимает серьезный настрой родителя.

Совершая те или иные проступки, дети исследуют, что еще им «сойдет с рук». Не ждите грома и петушиных укусов, начните революцию в вашем воспитании. Хотя установка границ может спровоцировать недовольство и сопротивление ребенка - это не на долго. При последовательном воспитании, ребенок понимает и привыкает к новым родительским методам.

На самом деле, как бы дети не сопротивлялись, им необходимы границы! Границы делают жизнь ребенка понятной, он знает что можно, а что нет, следовательно поведение родителя предсказуемо, а это создает чувство определенности и безопасности у ребенка. Ограничения защищают маленького человека, помогают выстроить отношения взаимопонимания в семье и безопасно вести полноценную жизнь в обществе.
 
Профессор психологии Юлия Гиппенрейтер (в книге «Общаться с ребенком как?») советует родителям рассортировать правила поведения для ребенка по четырем цветовым зонам:

- в зеленую зону помещается все то, что разрешается ребенку делать по его желанию и здесь будет не так много примеров. В основном это касается выбора в какие игрушки играть, чем заняться в свободное время, а так же выбор кружка. Но чем ребенок старше, тем больше моментов, в которых он сможет принимать решения самостоятельно и нести за них ответственность;

- в желтой зоне помещаются действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Например, убраться в течении дня, но до прихода родителей или до отправления на прогулку; гулять можно во дворе где угодно, но не выходить со двора; исследовать лужи можно, но в высоких сапогах. Важность этой зоны заключается в том, что она помогает ребенку тренировать внутреннюю дисциплину, контроль за собой с помощью родительских правил;

- в оранжевой зоне помещаются действия, которые не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств допускаются. Например, ребенок должен ложиться в постель в 10 часов, но ожидая папу из поездки, разрешается не ложиться допоздна, чтобы встретить; празднование нового года с семьей. Подобная гибкость в требованиях помогает родителям избегать авторитарный стиль в воспитании, а детям чувствовать благодарность и радость от родительской благосклонности;

- в последней красной зоне находятся действия ребенка неприемлемые ни при каких обстоятельствах! Нельзя играть с огнем, обижать маленьких, ломать вещи, приходить поздно домой, брать без спроса деньги.

Важные моменты:
Правил и ограничений не должно быть много. Ребенок в них запутается или забудет.
Правила не должны вступать в противоречия с важными потребностями ребенка. Например, просидев больше часа на приеме к доктору, ребенок устает и начинает много и активно двигаться, шуметь. Он устал себя сдерживать. Но родители ругаются и просят его сидеть спокойно на скамейке. Ребенок не может это выполнить, т.к. потребность каждого ребенка в движении и познании окружающего мира. Для спокойствия ребенка, а следовательно и родителя, заранее необходимо продумать чем занять ребенка в долгом ожидании приема.
Запреты должны быть согласованны взрослыми между собой. Избегайте ситуаций, когда дома одни правила, а у бабушки в гостях другие.
Тон сообщения требований должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным. Но вместе с тем спокойным и уверенным. Ребенок чувствует колебания родителя и испытывает его уговорами или истериками.
Повторяя запрет по нескольку раз, родитель тренирует привычку ребенка не слушать. В этом случае можно воспользоваться правилообразующими жестами. Они помогают действенно показать ребенку, чего родитель от него требует. Например, взять ребенка за руку или за плечи, чтобы он успокоился; при переходе через дорогу, взять его за руку, чтобы научить идти рядом; снять с высокой поверхности; выключить телевизор, если ребенок отвлекается и т.д.
После того, как родитель разъяснил правила, теперь необходим контроль за их соблюдением. Если правила не соблюдаются, обязательно нужно реагировать, ведь в противном случае смысла их установления нет.

Если не соблюдает правила:
Естественные последствия непослушания – наказания от самой жизни. Например, донимал кошку – получил царапины; не сделал урок – получил двойку.
Условные следствия – наказания от родителя, которое начинается с предупреждения: «Если не уберешь комнату, то не пойдешь гулять».
Наказывать ребенка, лучше лишая его хорошего, чем делая плохое.
Если в вашей семье будут нормой совместные прогулки, игры, культурные выходы (зоопарк, кино, аттракционы), это поспособствует теплым отношениям с ребенком, интерес и радость от общения с родителями. Ребенок будет ценить Ваше расположение и избегать конфликтов в общении.

Желаю Вам родительской мудрости и строгой любви!

© психолог Щеголева Анастасия

Есть вопросы психологу или юристу?

Просто напишите ваш вопрос в форме ниже.

заполните форму и наш менеджер Вам перезвонит