«Молодежный центр г.Гая»

8 (35362) 4-22-13

gmc-gai@yandex.ru

Об учебной мотивации…

Психологам приходится часто слышать от родителей, чьи дети скоро пойдут в школу или уже поступили, что ребенок не хочет учиться. Такой эмоциональный настрой очень огорчает, ведь тогда процесс обучения становится сложным не только для ученика, но и для родителей, и для педагога. Как зажечь в ребенке искру желания к познаниям?

Ученые доказали, что стремление к познанию в человеке заложено природой. Человек существо любознательное и самое естественное поощрение (награда) для него – это получение новых знаний, умений, успех от применения полученного, а следовательно и удовлетворение. На химическом уровне человек испытывает гормон радости, а потом уже и потребность вновь его испытать, через познание нового.

Но подойдя к возрасту поступления в школу, ребенок, при воздействии определенных обстоятельств, испытывает «деформированную» (испорченную) мотивацию к познанию. Что же или кто влияет на мотивацию ребенка до школы? Это близкие взрослые – родители. Сами того не зная, родители допускают ошибки при формировании мотивационной сферы ребенка.
Это происходит когда родители еще и не думают про школьное обучение. Ребенок едва достиг возраста «Я сам» ( 3х лет) и пытается самостоятельно осваивать новые для себя навыки. Конечно, в большинстве случаев у ребенка многое не выходит, но задача взрослых в этот период поддерживать стремление ребенка пробовать и получать удовольствие от своих действий, хвалить его за малейшие успехи. Так и зарождается самооценка ребенка о своих возможностях, желание двигаться дальше и достигать.

Непосредственно перед поступлением в школу родители начинают интенсивно готовить ребенка, записывая его на всевозможные обучающие занятия. Забывая про основную деятельность ребенка по возрасту – про игру. Такая активная подготовка к школе вызывает у многих детей, мягко говоря, нежелание учиться. Развивая интеллектуальную сферу ребенка, родители совершенно упускают из вида психологическую готовность ребенка к обучению. Ведь школьная успеваемость - это, скорее, сумма умений, знаний и ЖЕЛАНИЯ учиться.

Существует еще ряд родительских ошибок при формировании мотивации к обучению:

- ранняя организация ребенка в школу (до 7 лет). Помимо интеллектуальной готовности, необходимо обратить внимание и на физическую готовность ребенка (возрастные нормы физического развития, готовность руки к письму; как фактор, еще смена передних зубов, по мнению врачей), психологическую готовность (помимо мотивации, это еще и развитие социальных навыков общения, самоконтроль, следование общепринятым требованиям и режиму);

- родители часто предъявляют ребенку завышенные требования, либо неадекватно оценивая его возможности, обвиняя его в лени. На самом деле, ребенку может трудно даваться задание (например, математические задания, т.к. гуманитарный склад ума). Так формируется заниженная самооценка, настрой на неуспех, нежелание пробовать свои силы;

- не правильно выстроенный режим дня ребенка имеет также отрицательное влияние. Рассчитанный режим учебы, отдыха и секционных занятий позволит легче справляться с физическими нагрузками, а следовательно и оставить силы для усвоения нового;

- неблагополучный микроклимат в семье (конфликты родителей), разрозненность взглядов родителей на воспитательные методы, наказания помещают ребенка в психологическое напряжение. Негативные эмоции подрывают у ребенка базовое чувство безопасности и благополучия, ухудшают познавательные функции, блокируя стремление к развитию;

- часто, стремясь мотивировать ребенка родители используют фразы-установки, типа «если ты сейчас не справляешься, что ты в школе делать будешь!?», «в школе нужно учиться на пятерки!», «пока ты прочитаешь, класс уснет», «ты посмотри на Петю - какой молодец! А ты…». Так ребенок понимает, что в школе ему будет трудно и не хочет туда.

Бесспорно, в формировании мотивации к учебе немалую роль играет и способ преподавания, личностные и профессиональные качества педагога. Но эта статья посвящена информационной поддержке родителей…

Итак, что родители могут сделать для развития мотивации ребенка к познанию:

- дозируйте развивающие занятия. Они в большей степени должны быть игровыми. Скучные задания ребенку быстрее надоедят;

- демонстрируйте личный пример. Совместно с ребенком читайте, решайте логические задачки, раскрашивайте, лепите и т.д. «Подсадите» ребенка на внегаджетные занятия;

- развивайте в ребенке любознательность. Вместе ищите интересные факты и заметки об окружающем нас мире (либо о той сфере, которая интересна ребенку: природа, животные, космос и т.д.);

- не сравнивайте ребенка ни с кем. Этот метод всегда действует с точностью до наоборот.
Ребенок поймет то, что он не такой, чем то, каким ему нужно быть;

- выбирайте правильные методы поощрений. К словам «молодец» добавьте интонацию радости, улыбку, нежные или крепкие объятия. Нежели денежный эквивалент. Вы не всегда можете быть платежеспособными, да и этот метод губит естественные формы поощрений (см. выше) – удовлетворение, радость от получаемые знаний и навыков, успех от их применения;

- если ребенок уже обучаясь, выражает нежелание учиться, попробуйте пронаблюдать, выяснить что именно ему не нравится. Ведь во фразе «не хочу в школу» могут быть самые разные причины: трудно рано вставать, долгая дорога до школы (часто встречаются собаки или темный переулок), трудности в усвоении одного из предметов, не интересно преподается предмет, конфликты с одноклассниками, страх перед учителем, туалетная кабинка без щеколды и т.д.
Конкретно зная причину, можно двигаться в сторону ее решения, справляясь по возможности самостоятельно или привлекая в помощь школьных специалистов, родителей.

Помогите ребенку в развитии! Желаю Вам успехов и родительской мудрости!

©психолог Щеголева Анастаси

Есть вопросы психологу или юристу?

Просто напишите ваш вопрос в форме ниже.

заполните форму и наш менеджер Вам перезвонит