«Молодежный центр г.Гая»

8 (35362) 4-22-13

gmc-gai@yandex.ru

Приучение ребенка к труду

Приучение ребёнка к дисциплине и труду начинается с раннего возраста, когда у него появляется стремление «Я-сам» и он овладевает приёмами самообслуживания. Т.е. это самая малость: помыть ручки, одеться, самостоятельно кушать и т.д.

Если родители не препятствовали этому стремлению ребёнка, то оно активно развивается. И уже в дошкольном возрасте это стремление и естественная активность помогают ребёнку овладеть трудовыми навыками.

Согласно возрастным особенностям в период 5-6 лет дети обыгрывают роли взрослых, демонстрируют их поведение и образ жизни родителей. Таким образом, мы подошли к методу приучения к труду - собственный пример, поскольку идёт подражание. Взрослым остаётся только поддерживать естественную активность ребёнка, если он сам проявит инициативу помочь. Либо предложить ребёнку – «давай вместе сделаем!» и тогда папа доверяет сыну одну из своих отвёрток, мама дочери новую яркую тряпочку или леечку для полива цветов.

Дружелюбным тоном объясните, как это нужно выполнять, терпеливо и не торопясь. Постарайтесь при этом дать адекватную оценку его возможностям, но не ждите от него сразу хорошего результата.
Комментарии «делаешь не так!» убивают стремление ребёнка к самостоятельности. Ведь часто родителям нужен результат и они упускают другие важные нюансы: знание и умение, которые получает ребёнок от выполнения; тренировка его способностей к обучению, проявление усердия, силы воли. Затем, выполняя какое-либо «взрослое» дело у ребёнка остаётся эмоциональный след - уверенность в себе, в своих возможностях.

Старайтесь поддерживать ребёнка, хвалить даже за маленькие успехи, но не просто словом «молодец», а проговорите, что именно у него получилось.
Очень важно при выполнении общего дела быть «на равных» с ребёнком, а не давать руководящие указания.
Если ребёнок примет собственное решение о каком-либо действии, но Вы против, дайте ему возможность получить свой опыт, даже если он будет неудачен. Обсудите с ним, в связи с чем вышел такой результат, избегая фраз «а я тебе говорила!». Доброжелательное обсуждение поможет ему расти как личности и становиться сознательным.
Метод собственного примера рассчитан на зону ближайшего развития, т.е. то что сегодня ребёнок сделал вместе со взрослым – завтра сделает самостоятельно (не принимайте дословно временной отрезок).

В старшем дошкольном возрасте ребёнок учится регулировать своё поведение опираясь на правила и нормы, которые действуют там, где он находится (дома или в саду). Только необходимо их устанавливать. Например, в саду в старших группах практикуются дежурства. Дежурные помогают накрывать на стол, поливать цветы, а каждый ребёнок сам за собой убирает посуду после еды. А дома Вы продолжаете практику детского сада?

Не маловажным является правило – систематичность в привлечении ребенка к делу, поскольку, чем сложнее навык, тем чаще он должен выполняться, чтобы был хороший освоен.
Желаю родительской мудрости и успехов в воспитании!

© психолог Щеголева Анастасия 

Есть вопросы психологу или юристу?

Просто напишите ваш вопрос в форме ниже.

заполните форму и наш менеджер Вам перезвонит