«Молодежный центр г.Гая»

8 (35362) 4-22-13

gmc-gai@yandex.ru

Детское горевание.


В статье мы затронем особенности детского горевания.
Детскому гореванию свойственно волнообразное проживание: ребенок может чем-то увлеченно заниматься, смеяться и тут же расплакаться, или наоборот. Чаще всего, до подросткового возраста острая эмоциональная реакция ребенка на смерть близкого человека отсрочена, порой на недели, месяцы и даже годы. Т.е., ребенок будет просто грустным, но не более…А окружающие могут расценить такое поведение как черствость или же наоборот стойкость.


Основная роль в помощи ребенку в проживании горя отводится близким взрослым. Если рядом с ребенком в момент утраты находятся любящие и мудрые взрослые члены семьи, то ребенок адекватно проживает горе и продолжает нормально развиваться.
Из лучших побуждений, «оберегая психику ребенка от травмы», в некоторых семьях не говорят о смерти родителя или близкого родственника, не берут его на погребальную церемонию. Очень важно в период приготовления к печальной церемонии несмотря на всеобщую занятость не «забыть» о ребенке, уделить ему внимание, позаботиться, поговорить, обнять.

Независимо от возраста (после двух-трех лет) ребенка рекомендуется:

1.Сказать ребенку об умершем «он умер», сказанные спокойным голосом, избегая фраз: «он ушел от нас… уехал… спит вечным сном…».

2.Присутствовать ребенку на церемонии прощания и погребения, если это физически возможно, чтобы быть включенным в «дело» близких, завершить отношения с умершим, и т.д. Считается, что уже с 2,5 лет ребенок в состоянии принять идею прощания. И не стоит пугаться, если после погребения, на котором присутствовал ребенок, он некоторое время играет в «похороны». Исключенный из общего процесса, ребенок будет чувствовать себя покинутым, оставленным наедине со своими чувствами, что только усилит страдание от потери. Если ребенок не присутствовал на похоронах, его отношения с умершим могут оказаться незавершенными, что нарушает работу горя; возможно также возникновение страха.

3.Вспоминать! Конечно, вместе со взрослыми. Если взрослые избегают разговора с ребенком об умершем, то детское горе может быть не вполне прожитым, его «работа» остается незавершенной.

4.Подготовить ребенка к вопросам со стороны других людей, посоветовать им говорить просто: «Мой папа (или другой близкий человек) умер». Ему нужно сказать, что это нормально — не вдаваться в подробности смерти родителя. Ребенок должен сам решить, кому он хочет открыться.

5. По возможности, сохранять привычный уклад в остальных моментах жизни ребенка: режим и график, привычные для него правила, питание, общение, занятия. Поскольку, со смертью близкого человека мир для ребенка рушится, становится не стабильным, не безопасным. Конечно, если ребенок сам говорит о желании побыть дома, стоит к нему прислушаться и организовать для него это время, обсудив с педагогами и воспитателями ситуацию.

Не оставляйте детей одних наедине с утратой! Конечно, и близким взрослым и ребенку в этот период приходится очень сложно. Но важно идти вместе по пути проживания горя, поддерживать друг друга и учиться жить без умершего.

© психолог Щеголева Анастасия

Есть вопросы психологу или юристу?

Просто напишите ваш вопрос в форме ниже.

заполните форму и наш менеджер Вам перезвонит