ВМЕСТЕ - РАДИ ДЕТЕЙ!

8 (35362) 4-22-13

vita-gai@rambler.ru

С законодательной инициативой внести изменения в Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в части финансовой поддержки детей, у которых оба родителя неизвестны, выступила член Совета Федерации Матвиенко В.Н.

По мнению автора законопроекта столь пристальное внимание к указанной категории детей обусловлено тем, что такие дети в вопросе финансовых возможностей при выходе из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или по окончании образовательных учреждений изначально поставлены в неравное материальное положение даже по сравнению с детьми-сиротами, не имеют права на получение пенсии по случаю потери кормильца, так как юридически никогда не имели ни одного из родителей.

Если законопроект будет принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, то уже с 1 января 2017 года детей, родители которых неизвестны, включат в перечень лиц, имеющих право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца, приравняв таким образом права этих детей (в вопросах пенсионного обеспечения) к имеющимся в действующем законодательстве правам детей, потерявших обоих родителей или единственного кормильца.

Размер социальной поддержки таких детей может составить 9 416 рублей  в месяц.

На сегодняшний день, законные представители ребенка с целью защиты его имущественных прав обращаются в судебные органы и оспаривают отказы пенсионных органов в назначении пенсии по потере кормильца.

Анализ судебной практики показывает, что суды общей юрисдикции принимают решения в пользу детей-сирот (определение Приморского краевого суда от 23.09.2015 г. по делу № 33-8603/2015; Апелляционное определение Омского областного суда по делу № 33-808/2015; Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 11.12.2014 г. по делу № 33-12262; Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 27.08.2014 г. по делу № 33-2948 и др.).

Например, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда по делу №33-6045 оставило без изменения решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 31 марта 2015 года по иску прокурора города Киселевска, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО11 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселевске Кемеровской области, о признании действий незаконными и побуждении к совершению действий, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселевске Кемеровской области без удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении  жалобы, суд исходил из того, что в соответствии с пп.3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию имеют дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. Пункт 3 указанной статьи предусматривает, что гражданам, указанным в пп.3 п. 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.

Таким образом, право на получение данной пенсии имеет ребенок, потерявший одного или обоих родителей.

Понятие «ребенок, оставшийся без попечения родителей» приведено и в пункте 1 ст.121 Семейного кодекса РФ и является оценочным.

Отсутствие в п.1 ст.121 Семейного кодекса РФ ограничений в определении причин такой ситуации превращает данное положение закона в способ помощи детям, оказавшимся без попечения родителей.

Понятие «ребенок, оставшийся без попечения родителей» содержится также в ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Ребенком, оставшимся без попечения родителей, является лицо в возрасте до 18 лет, если единственный родитель или оба родителя неизвестны.

Из свидетельства о рождении следует, что ФИО11 при рождении потерял обоих родителей.

В связи с чем, непредставление свидетельства о смерти родителей ребенка не может являться основанием к отказу в назначении указанной социальной пенсии, поскольку свидетельство о рождении, в котором отсутствуют указания на родителей, является подтверждением того, что ребенок потерял обоих родителей. Признание иного противоречило бы Конституции РФ, поскольку провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели политики Российской Федерации как социального государства (статья 7, часть 1) предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и, если в силу возраста, состояния здоровья, по другим, не зависящим от него причинам, человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств и выводов об обстоятельствах, имеющих значение для дела, установленных судом, что в силу ст. 330 ГПК РФ не может служить основанием для отмены решения суда.

Разрешая дело, суд первой инстанции в полном объёме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, дал оценку доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, рассмотрел дело в соответствии с требованиями норм процессуального права и принял законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене.

Аналогичную позицию высказал Омский областной суд в апелляционном определении   по делу N 33-808/2015.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание***.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ право на социальную пенсию имеют, в частности, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. Пункт 3 указанной статьи предусматривает, что гражданам, указанным в пп. 3 п. 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22 августа 2004 г.) к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) социальная пенсия.

В силу п. 6 ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается нетрудоспособным гражданам.

Согласно ст. 2 данного Закона к нетрудоспособным гражданам относятся инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, из прямого толкования Закона следует, что право на получение данной пенсии имеет ребенок, потерявший одного или обоих родителей.

Понятие "ребенок, оставшийся без попечения родителей" приведено и в п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ и является оценочным. Перечисленные в указанной правовой норме причины утраты родительского попечения - это следствие либо невозможности защищать своего ребенка, либо нежелания выполнять свой родительский долг. Отсутствие в п. 1 ст. 121 СК РФ ограничений в определении причин и признаков такой ситуации превращает данное положение закона в способ помощи детям, попавшим в бедственное положение.

Также понятие "ребенок, оставшийся без попечения родителей" содержится в ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Согласно указанной правовой норме, дети, оставшиеся без попечения родителей - в том числе лица, в возрасте до 18 лет, если единственный родитель или оба родителя неизвестны.

Возражая против удовлетворения исковых требований, а также выражая свое несогласие с принятым решением по аналогичным основаниям, ГУ - УПФ РФ в Усть-Ишимском районе исходит из того, что ст. 11 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", применяется в случае смерти или безвестного отсутствия родителей, что, в свою очередь, может быть подтверждено соответственно свидетельством о смерти или решением суда о признании родителей безвестно отсутствующим или объявлении их умершими. По мнению пенсионного органа, в свидетельстве о рождении А.М. сведения о родителях отсутствуют, факт родственных отношений с умершими кормильцами не установлен, следовательно, право на пенсию по случаю потери кормильца несовершеннолетний не имеет.

Судебная коллегия, отклоняя приводимые доводы апелляционной жалобы, принимая во внимание обстоятельства дела, изложенные нормы права и соглашаясь с решением суда первой инстанции исходит из того, что из прямого толкования закона следует, что право на получение пенсии по потере кормильца имеет ребенок, потерявший одного или обоих родителей, и при этом, не имеет значения, каким образом ребенок потерял родителей, оставшись без их попечения.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ судом не допущено.

Оснований для отмены решения нет.

Противоположную позицию высказал Самарский областной суд в апелляционном определении от 30 июля 2015 г. по делу  № 33-7448/2015.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ, право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ, гражданам, указанным в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по потере кормильца.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Согласно ст. 45 Перечня для назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 41, 42 настоящего Перечня, необходимы документы: а) о смерти кормильца; б) подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу, что право на получение социальной пенсии по потери кормильца имеет ребенок, потерявший одного или обоих родителей и при этом не имеет значения каким именно образом (при каких обстоятельствах) ребенок потерял родителей. Понятие "ребенок, потерявший обоих родителей" и понятие "ребенок, оставшийся без попечения родителей", приведенное в п. 1 ст. 121 СК РФ, являются оценочными. Перечисленные в п. 1 ст. 121 СК РФ причины утраты родительского попечения - это следствие либо невозможности защищать своего ребенка, либо нежелания выполнять свой родительский долг. Свидетельство о рождении ФИО, в котором отсутствует указание на родителей, является документом, подтверждающим, что ребенок потерял обоих родителей, а непредставление свидетельства о смерти родителей ребенка, либо каких-то других документов, не может являться основанием к отказу в назначении пенсии.

Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может по следующим основаниям.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ определяет понятие детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны.

Правоотношения в указанной сфере на федеральном уровне урегулированы, в том числе Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 3 которого определено, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; аналогичное нормы закреплены в статье 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Законом Самарской области N 152-ГД от 21.06.2005г. "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети, находящиеся под опекой (попечительством) и чьи родители неизвестны, имеют право на содержание, денежные средства на которое предоставляются им в виде ежемесячных выплат. Размер выплат установлен ч. 4 ст. 3 Закона Самарской области N 152-ГД.

Как усматривается из справки МКУ «Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства администрации муниципального района Похвистневский Самарской области» Т.И.А., как ребенок-сирота, с момента помещения его в приемную семью получает ежемесячное пособие в размере 6 844 руб. и 500 руб. на восстановительное лечение.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.

Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрел условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам (статья 11) и установил, что право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери (подпункт 3 пункта 1). Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Статья 13 данного Федерального закона предусматривает, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Соответственно, при решении вопроса о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца должны применяться правила, определяющие условия возникновения права на пенсию указанного вида. Такие правила закреплены в нормах статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" согласно которым право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Законодатель под потерей кормильца пониманиет его смерть или безвестное отсутствие, удостоверенное в установленном законом порядке.

Ссылка суда первой инстанции на ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации является неправомерной, поскольку правоотношения по назначению социальной пенсии по потери кормильца регулируются ни семейным законодательством, а специальными нормативными актами.

Судебная коллегия не усматривает оснований к удовлетворению исковых требований Похвистневского межрайонного прокурора Самарской области, поскольку правовых оснований для назначения Т.И.А. пенсии по случаю потери кормильца не имеется.

Информацию подготовила: юрист Заболотнова Л.В.

Фото с сайта: theins.ru

Есть вопросы психологу или юристу?

Просто напишите ваш вопрос в форме ниже.

Вы уже воспитываете приемного ребенка!

Испытывали трудности?

Поделитесь опытом как их преодолевали!

заполните форму и наш менеджер Вам перезвонит