ВМЕСТЕ - РАДИ ДЕТЕЙ!

8 (35362) 4-22-13

vita-gai@rambler.ru

Вопрос:

Воспитываем 5-ть приемных деток разных возрастов но проблемы только с одним, он из троицы приемных моих сыночков им 12, 3, и вот Диме 7 лет, они в нашей семье 8 месяцев все ситуации связанные с адаптацией мы решаем и все вроде-бы хорошо ...но меня очень беспокоит Дима. Он первоклассник, в школе у него все хорошо. его хвалят, он послушный и активный ...но приходим домой и все - начинаются капризы и слезы, да такой плач, что наверно весь дом слышит и без всякого повода просто орет ...как я его не уговариваю ни ласка, ни поощрения, ни уговоры, ничего не помогает, не могу- теряюсь не знаю что делать…мы всей семьей уделяем ему гораздо больше внимания чем другим….как поступать…что предпринимать…...

Наталья

Отвечает психолог Кипорова Татьяна Владимировна.

Здравствуйте, Наталья!

 Позвольте выразить вам свое восхищение и уважение. Эти чувства сразу возникают, когда читаешь Ваше письмо.

Ваше беспокойство понятно, вам трудно понять причины поведения Димы  и поэтому сложно понять, как себя вести.  У меня, к сожалению, нет однозначного ответа, но есть версии относительно того, почему Дима может так себя вести, которые нужно проверять, наблюдая за ним.

  1. Есть такое утверждение «ребенок в приемной семье рождается заново», то есть в приемной семье ребенок регрессирует на ранний этап развития, его эмоциональный возраст как-бы обнуляется.  Физически и интеллектуально он 7 - летний ребенок, а эмоционально- 8-ми месячный младенец (или чуть старше). Поэтому с вами, как с мамой он ведет себя именно так, как положено малышу – капризничает, плачет, требует много внимания к себе.  Ориентируйтесь на него тоже, как на маленького. Поэтому у вас очень сложная задача – суметь распределить внимание между пятью детьми.
  2. Конечно, мне не хватает информации о жизненной истории ребенка (что было в его жизни до Вас, какие травмы он пережил, как давно произошел разрыв с кровной  семьей, откуда он попал в вашу семью). Поэтому я предполагаю, что его  крик, плач, кажущиеся Вам беспричинными  могут  быть отреагированием  травматических переживаний  (страхов, горя),  которые были в жизни ребенка. Если до прихода в вашу семью Дима был в казенном учреждении, то его чувства были «законсервированы, заморожены». Надо помнить, что настоящее переживание горя начинается у ребенка именно в приемной семье, когда, спустя время, он смог расслабиться и почувствовать себя в безопасности. И теперь болезненные чувства могут  вот так внезапно и пугающе выходить наружу. В этом крике может быть боль, страх, обида, гнев – все, что пережито, все сильные чувства, которые ребенок испытывает, но не может выразить иначе и не властен их осознать. Просто дикий  крик.

В моей практике было несколько случаев, когда опекуны говорили о таком поведении ребенка – внезапный, сильный, безутешный крик и плач.  Уговоры не помогают, нужно время, это пройдет.  Если эмоция пошла, то она должна достигнуть пика и сойти на нет. В таком случае можно обнять, прижать к себе, поносить на руках, погладить, дать попить сладкий чай. Успокойте себя тем, что это проходит, нужно время.

Можно и даже нужно предупредить соседей, чтобы знали, что у вас адаптация, ребенок может кричать, он привыкает, чтобы не фантазировали всякие ужасы.

  1. Еще важный момент – у Димы идет,  как минимум двойная адаптация – в семье и в школе. В школе он проявляет себя как послушный ребенок, а дома может сбрасывать напряжение капризами и слезами. Это вполне закономерное поведение у многих детей, особенно с ослабленной нервной системой. Нервные процессы будут дозревать вплоть до 12 лет, поэтому здесь тоже нужно время и терпение.
  2. И еще одна версия, что негативным поведением Дима привлекает к себе внимание. Это очень часто у приемных детей. Другого внимания они в жизни редко видели. Такая закрепившаяся модель. И собственно этот способ дает свой результат. Вы говорите, что больше внимания уделяете Диме. Но здесь нужно наблюдение и конкретные ситуации, чтобы лучше разобраться.

Если же говорить в общем, Наталья, то ничего экстремального пока  предпринимать не надо. У вас адаптация в самом начале и проявления естественны для приемного ребенка,  нужно набраться терпения.

Я предлагаю вам сотрудничество, опишите мне чуть подробнее конкретные ситуации, в которых вас напугало поведение Димы. Чем больше ситуаций, тем лучше. И как можно подробнее, действия всех участников, действия ребенка. Предлагаю примерные вопросы, которые помогают анализировать поведение ребенка.

  1. Опишите, пожалуйста, как можно подробнее, какое поведение ребенка Вас беспокоит?
  2. Частота проявлений такого поведения (ежедневно, еженедельно, в какое время  дня, есть ли повторяющиеся стереотипы в поведении)?
  3. Как долго длится такое поведение?
  4. Какова его интенсивность. Есть ли эмоциональные взрывы? Контролирует ли себя ребенок?
  5. Чего ребенок добивается таким поведением (по вашим ощущениям)?
  6. Кто еще участвует в подобных ситуациях и какова их реакция?
  7. Что случилось непосредственно до этого?  после этого?
  8. Что вы сделали, что сделал ребенок?
  9. Перечислить все причины, почему ребенок ведет себя таким образом (ваши предположения)
  10. Почему это беспокоит Вас?
  11. Каковы долгосрочные последствия, если это поведение не изменится?

 

Давайте договоримся. Когда Вы прочитаете мой ответ у Вас обязательно  возникнут какие-то мысли и вопросы,   вы обязательно напишете и мы продолжим наше общение. Терпения Вам!

Есть вопросы психологу или юристу?

Просто напишите ваш вопрос в форме ниже.

Вы уже воспитываете приемного ребенка!

Испытывали трудности?

Поделитесь опытом как их преодолевали!

заполните форму и наш менеджер Вам перезвонит