ВМЕСТЕ - РАДИ ДЕТЕЙ!

8 (35362) 4-22-13

vita-gai@rambler.ru

В Тюмени начала работу Всероссийская конференция «Социальное волонтерство в России: перспективы и развитие, опыт регионов».

В своем вступительном слове Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов призвал участников и гостей поддерживать стремление российской молодежи быть полезной обществу. «Когда у детей есть такое желание, нужно его поддерживать, направлять эту энергию в мирное русло. Очень рад, что Конференция проходит на таком высоком уровне», - отметил Уполномоченный.

Приветствие участникам направил Председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин. Он отметил, что неравнодушный труд на благо общества способствует укреплению нравственных ценностей, и обмен региональным опытом в этом вопросе очень важен. Свое приветствие также направил Полномочный представитель Президента России в Уральском федеральном округе Игорь Холманских, в котором говорится, что волонтерское движение набирает все большее распространение и приносит пользу и государству, и участникам.

Павел Астахов выступил с докладом на тему «О роли и задачах волонтерского движения в реализации государственной политики в интересах детей».

Он подчеркнул, что волонтерство  как бескорыстное служение, безвозмездное предоставление, точнее, пожертвование, своего времени, сил, энергии, знаний, опыта и способностей во благо других людей становится в российском обществе не только все более востребованным видом общественной деятельности, но и своего рода гуманистической миссией.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, предусматривает: развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью;  активное участие волонтеров в воспитании, реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. организацию деятельности волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия.

По мнению Уполномоченного, все актуальнее становится привлечение волонтеров к решению социальных и иных проблем в сфере охраны семьи и детства. Государство может эффективно решать эти проблемы только в тесном  взаимодействии с институтами гражданского общества.

Так, по словам Павла Астахова, неоценим вклад волонтеров в деятельность по поиску пропавших и пострадавших детей. Напомню, что в 2014 году при участии «Лиги Безопасного Интернета», Ассоциации  Уполномоченных по правам ребенка, Мониторингового центра по выявлению опасного и запрещенного законодательством контента учреждена Ассоциация организаций и граждан по оказанию помощи пропавшим и пострадавшим детям «Национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям».

При этом взаимодействие с волонтерами базируется на принципах:

  • законности и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
  • приоритетной защиты прав и законных интересов ребенка;
  • конфиденциальности и защиты персональных данных ребенка;
  • своевременности, оперативности и эффективности деятельности по  организации поиска и оказанию помощи пропавшим детям.

Павел Астахов добавил, что в течение 2016 - 2017 годов планируется создание филиалов (представительств) Мониторингового центра в каждом регионе, что позволит более оперативно выстраивать взаимодействие по поиску и оказанию помощи пропавшим и пострадавшим детям с волонтерскими объединениями во всех регионах страны.

В 34 субъектах Российской Федерации работа волонтёрских объединений регулируется региональными законами, но в большинстве из них – в рамках нормативно-правовой регламентации деятельности детских и молодёжных НКО, вне зависимости от направлений их деятельности и без учета ее специфики. И лишь в небольшом числе регионов приняты специальные законы, посвященные волонтерской (добровольческой) деятельности, например, Закон "О развитии добровольчества (волонтерства) в Пермском крае" 8 декабря 2014 г. В 22 субъектах РФ волонтерская деятельность регламентируется подзаконными нормативными правовыми актами. В 11 субъектах РФ вопросы развития и поддержки волонтерского движения отражены в региональных концепциях, а в 35 субъектах РФ – в региональных программах.

Однако в некоторых регионах страны нормативные правовые акты и программно-стратегические документы, регулирующие волонтерское движение и деятельность волонтеров, до сих пор не приняты (в Астраханской, Тульской областях, Республика Адыгея и др.). В связи с этим Павел Астахов попросил  обратить на это внимание уполномоченных по правам ребенка в субъектах. Социальная востребованность волонтерского движения в России в наше непростое время высока. Волонтерство активно развивается как на федеральном, так и на региональном уровнях. Не остаются без внимания волонтеров медицинские учреждения, где традиционно не хватает младшего персонала. Волонтеры оказывают помощь в уходе за больными, читают им книги, общаются, дежурят рядом с тяжело больными детьми, по разным причинам находящимся на лечении без родителей.

Уполномоченный собрал и обобщил поступившие из 43 субъектов РФ сведения о положительном региональном опыте привлечения волонтеров к работе с детьми, находящимися в детских организациях (в том числе в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Как известно, общее количество образовательных учреждений для детей-сирот, за последние 5 лет сократилось. Численность их воспитанников снизилась  почти на 40 процентов.  

Несмотря на это, число детских организаций интернатного типа и проживающих в них воспитанников, остается значительным. В 2014 году действовало 133 учреждения для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками, 167 специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где обучались около 12,5 тыс. человек, а также более 1 тыс. школ-интернатов для детей  с ограниченными возможностями здоровья, в которых содержалось более 100 тыс. детей. И здесь без помощи волонтеров не справиться.

Уполномоченный напомнил о системных проблемах в детских интернатных учреждениях: это устаревшая материально-техническая база, неразвитая инфраструктура, скученность воспитанников, удаленность от городов и центров реабилитационно-образовательной инфраструктуры, отсутствие специалистов, владеющих современными реабилитационными технологиями, изолированность учреждений, их недоступность для общественного контроля и волонтеров, трудности в адаптации детей к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения. В настоящее время имеется высокая потребность в волонтерской помощи  такого рода детским учреждениям.

Многие из них живут закрытой жизнью и не любят, когда кто-то в нее  вмешивается, за исключением отдельных благотворительных акций в виде подарков, праздников, других разовых мероприятий.  И чем более проблемные дети там находятся, тем более закрытым является учреждение. Сегодня любой руководитель учреждения может отказать и общественной организации, и волонтерам в посещении детей и добровольческой работе в своем учреждении. Администрация детских учреждений, как правило, опасается проведения мониторинга благополучия проживающих в них детей, не проявляет заинтересованности в проведении подобных исследований. Справедливости ради, нужно заметить, что многие благотворительные проекты такого рода блокируются администрацией учреждений не только из-за угрозы подрыва их репутации, но и из страха причинить вред воспитанникам вследствие непрофессионализма и отсутствия опыта у волонтеров.  Поэтому важно помочь людям набраться профессионализма. Важно разработать такой механизм взаимодействия детских организаций интернатного типа с общественными организациями, волонтерами, который позволил бы осуществлять действенный общественный контроль за соблюдением прав детей и оказывать им всю необходимую помощь и поддержку. Причем, не навредив детям и исходя из реальных потребностей конкретного учреждения и каждого ребенка, нуждающегося в помощи.

Для того, чтобы избежать перегибов, наладить эффективную работу детских интернатных учреждений,  нужно обеспечить системность в организации волонтерской работы в них. Есть такие уважаемые организации, как Роспатриотцентр, Союз добровольцев России, Ассоциация волонтерских центров России, объединяющая 64 волонтерских центра в 30 регионах страны. Они заинтересованы в специальной подготовке волонтеров, в организации работы с детьми на профессиональной основе, по единой программе, на условиях, понятных всем: и администрации детских учреждений, и тем, кто участвует в добровольческом движении.

Волонтерская работа в детских коллективах, с детьми имеет свою специфику, требует специальных подходов и методик, в разработке и апробации которых могли бы принять участие многие вузы и научные центры. Учитывая количество вузов в стране (даже ограничившись государственными), можно за каждым из них закрепить по одному детскому интернатному учреждению, чтобы студенты постоянно их курировали. Опыт кураторской работы высших учебных заведений в детских учреждениях, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов, уже имеется в 34 субъектах РФ.Например, Дальневосточный федеральный университет, Сибирский федеральный университет в Красноярске успешно курируют несколько детских интернатных учреждений. Волонтерский центр РГСУ занимается созданием и развитием волонтерского движения, научным и организационным сопровождением различных направления волонтерской деятельности. Причем, волонтерство встраивается в учебный процесс студентов, которые учатся на социальных специальностях.

Учреждение волонтерского центра на базе вуза, который бы участвовал в федеральных проектах и создавал собственные проекты, позволяет реализовывать  долговременные программы, рассчитанные на 4 года обучения в вузе,  в течение которых у каждого студента есть возможность участвовать в конкретном проекте, например, по работе с детским домом. Это тот потенциал, который позволяет сделать волонтерскую работу системной. Нужна пропаганда в СМИ волонтерских движений.

Уполномоченный предложил ввести на государственном уровне бонусную систему поощрения волонтерского труда и поддержки молодых добровольцев при поступлении в институт и на работу, а также введение государственных льгот для волонтеров-ветеранов (к примеру, включение волонтерской деятельности в общий трудовой стаж) и различных форм поощрения работающих волонтеров (например, 100 часов волонтерской работы в год – 3 дня к отпуску).

«Я понимаю, что это предложение является революционным, но мы должны задуматься над тем, как привлечь студентов вузов (особенно профильных) в детские учреждения, чтобы они на регулярной основе участвовали в жизни воспитанников детских домов и домов-интернатов», - подчеркнул Уполномоченный.

Пресс-служба Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Источник: официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка 

Есть вопросы психологу или юристу?

Просто напишите ваш вопрос в форме ниже.

Вы уже воспитываете приемного ребенка!

Испытывали трудности?

Поделитесь опытом как их преодолевали!

заполните форму и наш менеджер Вам перезвонит